Метод экспертных оценок в психологии

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДАННЫХ ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК. Опыт, интуиция, чувство перспективы в сочетании с информацией помогают специалистам точнее выбирать наиболее важные цели и направления развития, находить наилучшие варианты решения сложных научно-технических и социально-экономических задач в условиях, когда нет информации о решении аналогичных проблем в прошлом. Сущность экспертных оценок заключается в проведении экспертами интуитивно-логического анализа проблемы с количественной оценкой суждений и формальной обработкой результатов. Получаемое в результате обработки обобщенное мнение экспертов принимается как решение проблемы. Комплексное использование интуиции неосознанного мышлениялогического мышления и количественных оценок с их формальной обработкой позволяет получить эффективное решение проблемы. Характерными особенностями метода экспертных оценок как научного инструмента решения сложных неформализуемых проблем являются, во-первых, научно обоснованная организация проведения всех этапов экспертизы, обеспечивающая наибольшую эффективность работы на каждом из этапов, и, во-вторых, применение количественных методов как при организации экспертизы, так и при оценке суждений экспертов и формальной групповой обработке результатов. Эти две особенности отличают метод экспертных оценок от обычной давно известной экспертизы, широко применяемой в различных сферах человеческой деятельности. Экспертные коллективные оценки широко использовались в государственном масштабе для решения сложных проблем управления народным хозяйством уже метод экспертных оценок в психологии первые годы Советской власти. В 1918 году при Высшем совете народного хозяйства был создан Совет экспертов, задачей которого являлось решение наиболее сложных проблем реорганизации народного хозяйства страны. При составлении пятилетних планов развития народного хозяйства страны систематически использовались экспертные оценки широкого круга специалистов. В настоящее время в нашей стране и за рубежом метод экспертных оценок широко применяется для решения важных проблем различного характера. В различных отраслях, объединениях и на предприятиях действуют постоянные или временные экспертные комиссии, формирующие решения по различным сложным неформализуемым проблемам. Экспертные методы применяют сейчас в ситуациях, когда выбор, обоснование и оценка последствий решений не могут быть выполнены на основе точных расчетов. Такие ситуации нередко возникают при разработке современных проблем управления общественным производством и, особенно, при прогнозировании и долгосрочном планировании. В последние годы экспертные оценки находят широкое применение в социально-политическом и научно- техническом прогнозировании, в планировании народного хозяйства, отраслей, объединений, в разработке крупных научно-технических, экономических и социальных программ, в решении отдельных проблем управления. В ходе развития общественного производства возрастают не только сложность управления, но и требования к качеству принимаемых решений. Для того чтобы повысить обоснованность решений и учесть метод экспертных оценок в психологии факторы, оказывающие влияние на их результаты, необходим разносторонний анализ, основанный как на расчетах, так и на аргументированных суждениях руководителей и специалистов, знакомых с состоянием дел и перспективами развития в различных областях практической деятельности. Применение экспертных методов обеспечивает активное и целенаправленное участие специалистов на всех этапах принятия решений, что позволяет существенно повысить их качество и эффективность. Целью курсовой работы является изучение использования данных экспертных оценок. Провести теоретическое обоснование темы курсовой работы. Проанализировать данные экспертных оценок. В данной работе использовались работы российских авторов: Елисеева Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников. Экспертными оценками называют эвристические оценки, основывающиеся на интуиции, воображении и опыте. Примерами традиционных эвристических процедур являются консилиумы, совещания, заседания, поскольку порядок их проведения регламентируется традициями. Постепенно в эту область начинают проникать математические методы планирования и обработки результатов эвристической деятельности. Прямые экспертные оценки строятся по принципу получения и обработки независимого обобщенного мнения коллектива экспертов или одного из них при отсутствии воздействия на взгляд каждого из них суждения другого эксперта и всего метод экспертных оценок в психологии. Экспертные оценки с обратной связью в том или ином виде реализуют принцип обратной связи посредством воздействия на оценку экспертной группы одного эксперта мнениями, полученными ранее от этой группы или от одного из экспертов. Экспертные методы используются в следующих случаях: при отсутствии достаточно представительной и достоверной статистической характеристики объекта: в случае большой неопределенности среды функционировании объектов тех отраслей промышленности, которые подвержены сильному влиянию новых открытий; при дефиците времени или в экстремальных ситуациях. Экспертиза позволяет обойти трудности долгосрочного учета метод экспертных оценок в психологии изменений объекта прогнозирования, связанных как с внутренней логикой его развития, зависящей от взаимосвязей качественных признаков, так и с изменением внешних факторов. Как пример можно привести учет влияния развития науки и техники на макроэкономические показатели в целом по стране и по отраслям. Область применения метода экспертных оценок разнообразна. Перечислим типовые задачи, решаемые методом экспертных оценок: составление перечня возможных событий в различных областях за определенный промежуток времени; определение наиболее метод экспертных оценок в психологии интервалов времени свершения совокупности событий; определение метод экспертных оценок в психологии и задач управления с упорядочением их по степени важности; определение метод экспертных оценок в психологии вариантов решения задачи с оценкой их предпочтения; альтернативное распределение ресурсов для решения задач с оценкой их предпочтительности; альтернативные варианты принятия метод экспертных оценок в психологии в определенной ситуации с оценкой их предпочтительности. Для решения перечисленных типовых задач метод экспертных оценок в психологии настоящее время применяются различные разновидности метода экспертных оценок. К основным видам относятся: анкетирование интервьюирование; мозговой штурм; дискуссия; совещание; оперативная игра; сценарий. Каждый из этих видов экспертного оценивания обладает своими преимуществами и недостатками, определяющими рациональную область применения. Во многих случаях наибольший эффект дает комплексное применение нескольких видов экспертизы. Для реализации процедуры экспертного оценивания необходимо сформировать группу экспертов. Общим требованием при формировании группы экспертов является эффективное решение проблемы экспертизы. Эксперты производят две основные функции: формируют объекты альтернативные ситуации, цели, решения и т. Формирование объектов метод экспертных оценок в психологии экспертами на основе логического мышления интуиции. При этом большую роль играют знания и опыт эксперта. Измерение характеристик метод экспертных оценок в психологии требует от экспертов знания теории измерений. Предполагается, что эксперт основывает свое суждение на группе причинных факторов, действующих в рамках определенного сценария, оценивая вероятность его реализации и влияния факторов на изучаемый показатель. Причинно-следственная структура неразрывно связана с личностью эксперта. Так, два разных эксперта, решая одну и ту же проблему, используя одну и ту же информацию, могут прийти к разным выводам. Ценность полученных оценок зависит от опыта интуиции лица, формулирующего оценку. Уменьшить риск субъективности индивидуального суждения можно, обратившись к группе экспертов, которые могут обсуждать и согласовывать свои оценки. При решении проблем нестандартных, например связанных с прогнозированием в нестабильных условиях, должны участвовать эксперты высокой квалификации. Прогнозы, составленные "средними" экспертами, обычно основаны на традиционных, привычных оценках. В ситуации неопределенности, неустойчивости они часто ошибочны. Высококвалифицированные специалисты оценят скрытые факторы и возможность появления новых тенденций. Для групповых экспертных оценок часто используют открытое обсуждение поставленных вопросов с последующим открытым или закрытым голосованием. Основными принципами методов индивидуальных экспертных оценок являются максимальная возможность использования индивидуальных способностей эксперта и незначительная степень психологического давлении на него. Методы коллективных экспертных оценок имеют преимущество перед методами метод экспертных оценок в психологии экспертных опенок, так как при коллективном мышлении выше точность прогнозов, и кроме того, при обработке различных индивидуальных независимых оценок экспертов часто возникают продуктивные идеи. Так, исследования эффективности коллективных экспертных оценок, проведенные в университете Буффало, показали, что групповое мышление производит метод экспертных оценок в психологии 70% больше ценных новых идей, чем сумма результатов индивидуальных мышлении. Но спектр экспертных методов, используемых в прогнозировании, достаточно широк. Применяются такие традиционные способы, как собственно индивидуальные оценки руководителей прогнозных разработок; групповые оценки коллектива разработчиков; групповые метод экспертных оценок в психологии, уточненные консультациями у специалистов; оценки, полученные в результате официальных запросов и подтвержденные ответами научно-исследовательских и других компетентных организаций. Получаемое в результате обработки обобщенное мнение экспертов принимается как решение проблемы. Комплексное использование интуиции неосознанного мышлениялогического мышления и количественных оценок с их формальной метод экспертных оценок в психологии позволяет получить эффективное решение проблемы. К группе эвристических методов относят: метод индивидуальных экспертных оценок; метод коллективных экспертных оценок. В состав индивидуальных экспертных оценок входят: метод опросов типа «интервью» и метод экспертных оценок в психологии метод. Метод опросов типа метод экспертных оценок в психологии предполагает непосредственный контакт эксперта со специалистом по схеме «вопрос-ответ», т. Успех такой оценки в значительной степени зависит от психологической способности эксперта давать экспромтом заключения по различным, в том числе фундаментальным, вопросам. Недостатком этого способа является психологическое давление на эксперта» правда, незначительное. Аналитический метод, или метод аналитических экспертных оценок предполагает длительную и тщательную самостоятельную работу эксперта над анализом тенденций, оценкой состояния и путей развития прогнозируемого объекта. Этот способ позволяет эксперту использовать всю доступную информацию об объекте прогноза. Свои соображения эксперт оформляет в виде докладной записки. Психологическое давление на эксперта в этом случае минимально. Впервые идея морфологического анализа применительно к поисковому решению проблем была выдвинута майоркским логиком и мистиком монахом Луллием 1235-1315 гг. Окончательно метод сформировался благодаря американцу Цвики в 1942 г. Суть метода состоит в следующем. Проблема, требующая решения, изучается с возможно более обшей точки зрения для выявления всех возможных решении. Затем путем перебора всех возможностей в пределах полученной абстрактной структуры обнаруживается область всех возможных решений, это и является целью. В ходе исследовании среди всех выявленных новых решений могут оказаться представляющие особый интерес. Для применения метода необходимо: · методологическое обеспечение, т. Метод позволяет получить большое число возможных решений по любой изучаемой проблеме при сравнительной легкости процедуры поиска. Недостатком метода является трудоемкость перебора всех возможных вариантов решения проблемы. В настоящее метод экспертных оценок в психологии отсутствуют универсальные способы объективной оценки эффективности того или иного варианта решения проблемы. Тем не менее, метод применяется для решения прогностических задач в различных сферах социально-экономического развития. Только в пределах морфологического анализа возникает необходимость содержательной интерпретации соответствующих формальных прогнозов. Метод функционально-стоимостного анализа В условиях ограниченного финансирования решения любой социально-экономической проблемы оценка соотношения «желаемого и действительного» становится существенной. Прогнозирование как элемент управления не приносит сразу каких-то материальных результатов. В то же время затраты на каждый его метод экспертных оценок в психологии должны быть строго регламентированы. Для получения наилучшего из возможных по критерию стоимости решения применяют метод функционально-стоимостного анализа. Метод функционально-стоимостного анализа ФСА начал разрабатываться в конце 40-х гг. Соболевым и американцем Майлзом, а в настоящее время развивается Как система, ФСА есть совокупность действий, создающих организационные средства, научно-методические принципы, технико-экономические приемы, направленные на обнаружение, предупреждение, сокращение или метод экспертных оценок в психологии излишних затрат. Результатом ФСА является снижение затрат на единицу полезного эффекта. Существует ряд модификаций ФСА в зависимости от исследуемого объекта: ФСА технических объектов, ФСА нетехнических объектов. Метод ФСА относится к стратегии целенаправленного поиска на основе частично формализованных процедур анализа и синтеза функций объектов, их упорядочения, оптимизации и, в конечном счете, получения наилучшего из возможных по критерию стоимости решения. ФСА построен на совокупности следующих принципов: плановый характер ФСА; системный подход; соответствие значимости функций и затрат на их осуществление. Известны 7 основных этапов проведения ФСА: 1 подготовительный; 2 информационный; 3 аналитический; 4 творческий; 5 исследовательский; 6 рекомендательный; 7 внедрения. Для применения метода требуется: · организационное обеспечение, т. Метод ФСА обеспечивает получение решений, так как является универсальным, использующим методы упорядоченного систематического анализа объектов. Недостатком метода является сложность в его изучении и практическом освоении, метод экспертных оценок в психологии также то, что он требует не только экономического, гуманитарного или технического образования, но и практического опыта работы. Однако высокий экономический эффект метода практически всегда компенсирует затраты на его применение. Метод применим при решении всех прогностических задач, поскольку позволяет составить ответ на вопрос об эффективности прогнозирования. Существует большое число модификаций методов коллективных экспертных оценок. Основной принцип этих методов - выявление коллективного мнения экспертов о перспективах развития объекта прогнозирования. В настоящее время метод экспертных оценок в психологии популярны: метод круглого стола, или метод комиссий; метод коллективной генерации идей, или метод «мозговогоштурма»; метод Дельфи. Коллективные экспертные оценки - это современные научные методы, которые могут широко использоваться в прогнозировании. Естественной областью их применения является прогноз научно-технического прогресса, определение его основных направлений и темпов. Эти методы могут также успешно использоваться для определения возможных изменений в параметрах экономико-математических моделей развития социально-экономической системы под влиянием НТП и мероприятий организационного и финансового характера. В условиях неопределенности и нестабильности развития социально-экономической системы методы экспертных оценок приобретают большое значение. В соответствии с методом круглого стола специальная комиссия, входящая в состав этого «круглого стола», обсуждает соответствующие проблемы с целью согласования мнений и выработки единого мнения. Этот метод имеет недостаток, заключающийся в том, что эксперты в своих суждениях изначально ориентированы и руководствуются в основном логикой компромисса, что увеличивает риск получения искаженных результатов прогноза. Кроме того, на суждения экспертов может влиять и авторитет отдельных участников «круглого стола». Метод «мозговой атаки» заключается в том, что выдвижение новых идей протекает лавинообразно. Это связано с тем, что высказываемая одним из членов группы экспертов идея порождает либо творческую, либо критическую реакцию. Однако, в силу сложившегося правила запрета на критику негативные реакции у эксперта порождают продуктивные результаты. Опыт применения метода показывает, что с его помощью можно «сдвинуть с мертвой точки» почти любую проблему. Автором метода является американец Осборн, разработавший его основы в 1957 г. Целью «мозгового штурма» является активизация творческого процесса генерации идей путем реализации определенных правил организации, проведения и оценки его результатов. Главная задача метода - обеспечение максимальной творческой метод экспертных оценок в психологии, душенного подъема и концентрации внимания метод экспертных оценок в психологии участников на заданной проблеме. В целях преодоления инерционности и стереотипности мышления, стимулирования энергичного коллективного поиска новых оригинальных концепций в основу метода положен принцип разделения во времени процессов: генерации идей их оценки. Это представляется несправедливым по следующим причинам. Метод «мозгового штурма» состоит из двух этапов: генерации идей их оценки. Существуют следующие его разновидности: метод обратного «мозгового штурма», предложенный в 60-е гг. Филлипсом; метод двойного «мозгового штурма», предложенный в 70-е гг. Все разновидности метода базируются на использовании стратегии ненаправленного случайного поиска. Общим принципом построения и применения прямого «мозгового штурма» и его разновидностей является принцип разделения во времени процессов генерации идей их критической оценки для устранения психологических препятствий творческому поиску, вызываемых критикой. Метод обратного «мозгового штурма» метод экспертных оценок в психологии в себе две «мозговые атаки» коллектива генераторов идей: первую - для свободного выявления недостатков исследуемого объекта и вторую - для поиска новых концепций и устранения выявленных недостатков. Такое разделение коллективного «мозгового штурма» повышает его целенаправленность и придает поиску более конкретный метод экспертных оценок в психологии. Метод массового «мозгового штурма» распараллеливает процесс генерации идей, а метод двойного «мозгового штурма» организует последовательность из двух «мозговых атак» и двух стадии оценки метод экспертных оценок в психологии. Метод «конференции идей» объединяет для повышения результативности коллективного поиска идей несколько принципов: высокий профессионализм участников, заблаговременную их подготовку, различные метод экспертных оценок в психологии психологической настройки специалистов метод экспертных оценок в психологии сочетании с правилами морфологического анализа по систематизации поиска и логикой эвристики. Для применения метода «мозгового штурма» требуется: · организационное обеспечение, заключающееся в выборе ведущего, формировании групп генераторов идей и экспертов, упорядочении их работы в соответствии с правилами и принципами метода; · методологическое обеспечение, включающее в себя обучение специалистов принципам, правилам и содержанию этапов метода, выбор разновидностей метода практическое освоение всех необходимых процедур; · психологическое и мотивационное обеспечение, состоящее из метод экспертных оценок в психологии настройки и стимулирования творческой работы специалистов, привлекаемых в группы генераторов идей и экспертов с учетом особенностей этих групп; · информационное обеспечение, заключающееся в подготовке информационно-справочных и методических материалов для формулирования проблемы, постановке задач, а также в анализе выдвинутых идей. Самостоятельно метод может применяться для прогнозирования развития СЭС, ее отдельных подсистем и параметров. В качестве вспомогательного творческого элемента при прогнозировании метод может успешно применяться на всех этапах, особенно в условиях неопределенности и при возникновении «тупиковых» ситуаций, когда другие способы не позволяют получить удовлетворительный результат. Метод «мозгового штурма» предполагает выполнение следующих положений: не допускается критика высказанных идей, разрешается только их положительное обсуждение; приветствуется оригинальность, необычность, а также многочисленность концепций, так как это увеличивает вероятность появления ценных идей; ведущему разрешается изменять тематическую направленность и снимать проблему с обсуждения, а также решать вопрос о повторной сессии; допускается оценку предложений производить позднее, в аналитической группе; не допускается исключать ни одну идею без детального ее анализа; приветствуется комбинация различных идей, их усовершенствование. К достоинствам метода следует отнести его простоту, доступность для изучения и освоения, его привлекательность для специалистов-участников «мозгового штурма» в связи с возможностью учета и максимального использования их способностей и черт характера. Метод обладает высокой производительностью как по общему количеству метод экспертных оценок в психологии, так и по числу новых. При этом необходимо отметить и недостатки метода: с одной стороны - отсутствие гарантий получения качественных решений, с другой - получение неконкретных решений. Самостоятельно метод может использоваться для решения многочисленных управленческих и аналитических задач. Самым распространенным из способов коллективных экспертных оценок является метод Дельфи, разработанный в 1964 г. Название его метод экспертных оценок в психологии условное, оно напоминает о знаменитых метод экспертных оценок в психологии древних времен дельфийских оракулах. Он предполагает критику субъективных взглядов отдельных экспертов без непосредственных контактов между ними с сохранением анонимности мнений. Процесс продолжается до тех пор, пока продвижение в направлении согласования точек зрения не становится незначительным, тогда фиксируются расходящиеся точки зрения. Прогнозирование методом «Дельфи» многотуровое, однако обычно проводится не более трех - четырех этапов. В первом туре опроса допускаются любые ответы в анкете, чтобы дать неограниченную возможность экспертам сформулировать свои суждения о возможных значениях прогнозируемого технического объекта или события в будущем. Руководитель группы идентифицирует полученные в анкетах мнения: одинаковые объединяются, второстепенные исключаются, после чего перечень суждений включается в следующую, вторую анкету. Во втором туре опроса члены экспертной группы оценивают не только оставленные в анкете суждения, но и реальность даты осуществления событий. Ответы специалистов должны быть строго мотивированны. Если эксперт считает, что сроки осуществления событий, указанные в анкете, нереальны, то возможны ответы - «раньше», «позже». После второго тура опроса руководитель группы подготавливает статистическую сводку мнений, а также рассчитывает медиану, т. В третьем туре опроса члены метод экспертных оценок в психологии группы получают подготовленное руководителем описание суждений и составленную статистическую сводку. На основе полученных материалов эксперты должны дать обзор всех мнений и с учетом этого высказать новые метод экспертных оценок в психологии о возможных значениях объекта и времени реализации событий. Если и этом случае оценка специалистов не попадает в интервал, то они вновь должны обстоятельно аргументировать свое мнение. Четвертый тур опроса является последним, заключительным и включает в себя те же метод экспертных оценок в психологии, что и в предыдущем туре опроса. Особое внимание при использовании экспертных оценок метод экспертных оценок в психологии уделять вопросам точности и надежности получаемых прогнозов. Точность и надежность прогнозов на основе экспертных оценок достигаются:. Если на основе нескольких итераций получают вполне удовлетворительный ответ, то прогнозы данной экспертной группы считаются вполне надежными. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДАННЫХ ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК. О достоверности групповых экспертных оценок обычно судят по их согласованности. При проведении экспертных опросов, как правило, получают оценки нескольких объектов. Определить согласованность оценок, которые даются разными экспертами, можно с помощью непараметрического двухфакторного дисперсионного анализа. Метод экспертных оценок как эвристический метод анализа основных макроэкономических показателей, формирующих единую международную систему расчетов, основан на интуитивно-логических предпосылках, содержательно-качественном анализе. Анализ экспертной информации проводится на метод экспертных оценок в психологии расчета и анализа непараметрических показателей связи: ранговых коэффициентов корреляции Спирмена, Кендалла и конкордации. Под ранговой корреляцией понимается статистическая связь между порядковыми переменными. В статистической практике эта связь метод экспертных оценок в психологии на основании метод экспертных оценок в психологии статистических данных, представленных упорядочениями ранжировками и рассматриваемых объектов по разным свойствам. Ранжирование - это метод экспертных оценок в психологии упорядочения объектов изучения, которая выполняется на основе предпочтения. Если проранжировать совокупность по двум признакам, то полное совпадение рангов означает максимально тесную прямую связь, а полная противоположность рангов - максимально тесную обратную связь. Метод экспертных оценок в психологии оба признака необходимо в одном и том же порядке: либо от меньших значений признака к большим, либо наоборот. Спирмэн еще в 1904г. Прямым подсчетом нетрудно убедиться, что для совпадающих ранжировок т. Можно показать, что во всех остальных случаях? Другой широко используемой характеристикой тесноты статистической связи между двумя упорядочениями является ранговый коэффициент корреляции Кендалла, определяемый соотношением 5 где? Х k ,X j - минимальное число обменов соседних элементов последовательности X jнеобходимое для приведения ее к упорядочению Х k. Х k ,X j симметрична относительно своих аргументов, так что с равным правом можно метод экспертных оценок в психологии о минимальном числе «соседских обменов» элементов последовательности Х kнеобходимом для приведения к виду X j. Нетрудно показать, что во всех остальных случаях? K kj связано с необходимостью подсчета величины? Х k ,X j и, следовательно, является более трудоемким, чем вычисление? Однако, во-первых, коэффициент Кендалла обладает некоторыми преимуществами по сравнению с коэффициентом Спирмэна, главные из них: а относительно большая продвинутость в исследовании его статистических свойств и, в частности, его выборочного распределения см. S kj означает необходимость пересчета разностей xi k - xi j ; при вычислении же? K kj значения рангов не играют никакой роли, важно лишь число необходимых «соседских обменов», которое при добавлении новых объектов подсчитывается рекуррентным способом к старому значению? Х k ,X j может быть лишь дополнен некоторый «добавок». Во-вторых, можно воспользоваться рекомендациями, упрощающими подсчет числа? Х k ,X j как при ручном, так и при машинном счете. Так, при ручном счете полезным оказывается известный факт тождественного совпадения величин? Х k ,X j и I Х k ,X jгде число инверсий I Х k ,X j - это просто число расположенных в неодинаковом порядке пар элементов последовательностей Х k и X jявляющееся естественной мерой нарушения порядка объектов в одной последовательности относительно другой. Для удобства подсчета I Х k ,X j метод экспертных оценок в психологии объекты в порядке, определяемом рангами последовательности Х k. Тогда анализируемые ранжировки Х kX j соответствующим образом видоизменяются, т. Формулы 5 - 6 пригодны для подсчета? K kj лишь в случае отсутствия объединенных рангов в обеих исследуемых ранжировках. K kj вычисляется по формуле 5 - 6а «поправочные» величины U l определяются соотношением 7 смысл величин m l и nt lопределен выше, см. При решении основных задач А - С статистического анализа ранговых связей возникает необходимость уметь измерить статистическую связь между несколькими более чем двумя переменными. С этой целью Кендаллом был предложен показатель? Метод экспертных оценок в психологии коэффициента конкордации: a 0? То, что шкала измерения W m не включает в себя отрицательных значений, объясняется следующим обстоятельством. В отличие от случая парных связей при анализе m метод экспертных оценок в психологии Формула метод экспертных оценок в психологии получена в предположении отсутствия объединенных рангов в каждом из анализируемых упорядочений. Если же таковые имеются, то формула должна быть модифицирована: 8? Для того чтобы определить, как ведут себя выборочные значения? Предположим, что каждому объекту конечной генеральной совокупности состоящей из N элементов приписан какой-то определенный ранг по каждой из m рассматриваемых переменных. После естественной перенумерации рангов, сохраняющей правило упорядочения объектов, но переводящей масштаб измерения рангов в шкалу 1,2. Извлекая другую выборку объема n из той же самой генеральной совокупности, мы получим, вообще говоря, другое значение выборочного коэффициента W m и т. Как сильно могут отклоняться от нуля метод экспертных оценок в психологии значения коэффициента конкордации? Для малых значений m и n 2? Обозначенная в ней величина S есть не что иное, как 10 «Входами» в эту таблицу является тройка чисел m, n, S«выходом» - вероятность того, что величина S может быть такой, какой она является в нашей выборке, или большей в условиях отсутствия связи переменных в генеральной совокупности. Если окажется, что эта вероятность меньше принятой нами величины уровня значимости критерия а например,? Таблица критических значений W m построена несколько иначе. В ней при уровне значимости? Строгих рекомендаций по построению доверительных интервалов для истинного значения W в условиях наличия ранговых связей в исследуемой генеральной совокупности к настоящему времени не имеется. По умению руководить коллективом, по личному обаянию и т. Коэффициент корреляции рангов применяется для оценки устойчивости тенденции динамики. Пример 1 По данным 10-ти предприятий сельскохозяйственной отрасли эксперту необходимо определить зависимость между балансовой прибылью и объемом реализованной продукции. В таблице 1 указаны исходные данные по предприятию. Балансовая прибыль предприятия, тыс. РанжированиеКвадрат разности ранговх 1 х 2 11,5752112420058935,2120754482101010056,317087163,811044071,28513484,513066097,520599010280321? Далее рассмотрим пример, в котором среди значений рангов признаков х 1 и х 2 встречается несколько одинаковых, образуются связные ранги, т. Десять однородных предприятий подотрасли были проранжированы вначале по степени прогрессивности их оргструктур признак х 1а затем - по эффективности их функционирования в отчетном году признак х 2. В результате были получены следующие данные см. Данный ответ подтверждает связь между проранжированными переменными. Для вычисления рангового коэффициента корреляции Кендалла используем условие примера 1. Анализ зависимость между балансовой прибылью и объемом реализованной продукции, при использовании формул 5 и 6 дает:? Теперь определим тесноту связи между произвольным числом ранжированных признаков с помощью коэффициента конкордации. Определить тесноту связи между уставным капиталом, числом выставленных акций и числом занятых на предприятиях, выставивших акции на чековые аукционы в 2007 году. Число выставленных акцийЧисло занятых на предприятииРанжировкиСумма строкКвадраты суммХХХ12356658155664162562165494712349215225314785641893581625644895154619010109298415256468718587722484613654251451135257189649616953513169825476891767862144192698558193941023529101456495115221525? Воспользуемся фактом 12 -распределекности случайной величины m n - l W mкоторый имеет место приближенно в случае, если в исследуемой генеральной совокупности множественная ранговая связь отсутствует. Тогда критерий сводится к проверке неравенства 10. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В анализе социально-экономических явлений часто приходится прибегать к различным условным оценкам, например рангам, а взаимосвязь между отдельными признаками измерять с помощью непараметрических коэффициентов метод экспертных оценок в психологии. Среди непараметрических методов оценки тесноты связи наибольшее значение имеют ранговые коэффициенты Спирмэна и Кендалла. Эти коэффициенты могут быть использованы для определения тесноты связей как между количественными, так и между качественными признаками метод экспертных оценок в психологии условии, если их значения упорядочить или проранжировать по метод экспертных оценок в психологии убывания или возрастания признака. Меры связей между неколичественными переменными применяются при обработке данных экспертных опросов. Если экспертам нужно оценить объект не по одному, а по нескольким свойствам, то используется коэффициент конкордации. Использование метода экспертных оценок помогает формализовать процедуры сбора, обобщения и анализа мнений специалистов с целью преобразования их в форму, наиболее удобную метод экспертных оценок в психологии принятия обоснованного решения. Экспертные методы непрерывно развиваются и совершенствуются. Основные направления этого развития определяются рядом факторов, в числе которых можно указать на стремление расширить области применения, повысить степень использования математических методов и электронно-вычислительной техники, а также изыскать пути метод экспертных оценок в психологии выявляющихся недостатков. Несмотря на успехи, достигнутые в последние годы в разработке и практическом использовании метода экспертных оценок, имеется ряд проблем и задач, требующих дальнейших методологических исследований и практической проверки. Необходимо совершенствовать систему отбора экспертов, повышение надежности характеристик группового мнения, разработку методов проверки обоснованности оценок, исследование скрытых причин, снижающих достоверность экспертных оценок. Однако, уже и сегодня экспертные оценки в сочетании с другими математико-статистическими методами являются важным инструментом совершенствования управления на всех уровнях. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. Основы эконометрии: В 2-х томах. Елисеевой - 5-е изд. Теги: Методы экспертных оценок Курсовая работа теория Экономическая теория Просмотров: 787 Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Нужна авторская работа? Наши специалисты помогут написать работу с обязательной проверкой на уникальность в системе «Антиплагиат» с требованиями прямо сейчас, чтобы узнать стоимость и возможность написания.

Официальный сайт электронной библиотеки
salone-effekt.ru © 1999—2016 Электронаая библиотека